ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[1]-1157/2022 от 18.07.2022 Бугурусланского районного суда (Оренбургская область)

Гр.д. № 2(1)-1157/2022

УИД 56RS0007-01-2022-002066-83

Решение

именем Российской Федерации

г. Бугуруслан 18 июля 2022 года

Бугурусланский районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Зверевой К.В.,

при секретаре Медведевой Н.Г.,

с участием прокурора Бугурусланской межрайонной прокуратуры Ходжибаева Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бугурусланского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования, Российской Федерации к администрации муниципального образования «Елатомский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области о возложении обязанность совершить определенные действия,

установил:

Бугурусланский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования, Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Елатомский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области, указывая на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности, законодательства в сфере водоснабжения в деятельности администрации муниципального образования «Елатомский сельсовет».

В силу действующих законодательных актов обязанность по организации водоснабжения населения и определению для централизованной системы холодного водоснабжения гарантирующей организации на территории сельских поселений муниципального образования «Елатомский сельсовет» возложена на администрацию муниципального образования «город Бугуруслан».

Так, система водоснабжения в селе Лобовка Елатомского сельсовета состоит из водопроводной сети, 9 водопроводных колонок, находящихся в собственности МО «Елатомский сельсовет», а также частных колодцев и водяных скважин.

В период с 20 декабря 2021 года до 23 декабря 2021 года на территории села отсутствовало водоснабжение по причине монтажа башни Рожновского. Подвоз воды населению не осуществлялся.

Также в период с 28 декабря 2021 года по 05 января 2022 года на территории села водоснабжение осуществлялось с перебоями.

Таким образом, обеспечение водой жителей, проживающих в с.Лобовка Елатомского сельсовета, было ограничено свыше срока, установленного законодательством.

Вместе с тем, администрацией МО «Елатомский сельсовет» при наличии в собственности объектов питьевого водоснабжения: водопроводной сети и башни Рожновского в с.Лобовка не организовано надлежащим образом водоснабжение населения, не приняты меры к определению гарантирующей организации, осуществляющей поставку воды и содержание сетей холодного водоснабжения в селе.

Отсутствие гарантирующей организации может повлечь финансовые затраты муниципального образования на содержание системы водоснабжения поселения, а также предоставление некачественного и ненормативного питьевого водоснабжения.

Просил обязать администрацию муниципального образования «Елатомский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области определить гарантирующую организацию для централизованной системы холодного водоснабжения, расположенной на территории муниципального образования «Елатомский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Заявление прокурора было принято к рассмотрению судом в порядке административного судопроизводства.

Протокольным определением суда от 18 июля 2022 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

В судебном заседании прокурор Бугурусланской межрайонной прокуратуры Ходжибаев Р.Р. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в суд не явился, дело просили рассмотреть в отсутствие их представителя.

Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии с частями 1 и 3 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктами 4 и 6 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно абз.1,2 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

В соответствии с ч.2 ст.23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Согласно п. 2 ч. 1 ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (п. 4.3 ч. 1 ст. 17).

В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» К вопросам местного значения относятся в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности, законодательства в сфере водоснабжения в деятельности администрации муниципального образования «Елатомский сельсовет».

В силу указанных выше законодательных актов обязанность по организации водоснабжения населения и определению для централизованной системы холодного водоснабжения гарантирующей организации на территории сельских поселений муниципального образования «Елатомский сельсовет» возложена на администрацию муниципального образования «город Бугуруслан».

Система водоснабжения в селе Лобовка Елатомского сельсовета состоит из водопроводной сети, 9 водопроводных колонок, находящихся в собственности МО «Елатомский сельсовет», а также частных колодцев и водяных скважин.

В период с 20 декабря 2021 года до 23 декабря 2021 года на территории села отсутствовало водоснабжение по причине монтажа башни Рожновского. Подвоз воды населению не осуществлялся.

Также в период с 28 декабря 2021 года по 05 января 2022 года на территории села водоснабжение осуществлялось с перебоями.

Таким образом, обеспечение водой жителей, проживающих в с.Лобовка Елатомского сельсовета, было ограничено свыше срока, установленного законодательством.

Вместе с тем, администрацией МО «Елатомский сельсовет» при наличии в собственности объектов питьевого водоснабжения: водопроводной сети и башни Рожновского в с.Лобовка не организовано надлежащим образом водоснабжение населения, не приняты меры к определению гарантирующей организации, осуществляющей поставку воды и содержание сетей холодного водоснабжения в селе.

Отсутствие гарантирующей организации может повлечь финансовые затраты муниципального образования на содержание системы водоснабжения поселения, а также предоставление некачественного и ненормативного питьевого водоснабжения.

Поэтому суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд считает необходимым срок для устранения нарушений законодательства в сфере водоснабжения в деятельности ответчика установить один месяц со дня вступления решения суда в законную силу, считая указанный срок для устранения нарушений приемлемым.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление Бугурусланского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Елатомский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области определить гарантирующую организацию для централизованной системы холодного водоснабжения, расположенной на территории муниципального образования «Елатомский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Бугурусланский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Зверева К.В.

Текст мотивированного решения изготовлен 22 июля 2022 года.